Виндсёрфинг

Хобби  Клуб «ХОББИ», Туризм и спорт 

Виндсёрфинг — водный вид развлечения и спорта с использованием специального снаряжения в виде лёгкой доски небольшого размера (2—4,7 м), изготовленной из плавучего материала. Доска приводится в движение парусом, присоединённым посредством гибкого элемента — шарнира. Этот снаряд также называют виндсёрфингом, или «парусной доской».

Виндсёрфинг можно рассматривать как гибрид парусного спорта и собственно сёрфинга. В упрощённом понимании, парусная доска похожа на маленькую яхту, но с важным отличием: управление осуществляется не рулём, а путём наклона мачты с парусом, а при движении в режиме глиссирования и с помощью наклона самой доски с борта на борт. Задача спортсмена заключается в том, чтобы, стоя на доске и удерживая парус за поперечину, именуемую гиком, расположить парус относительно ветра таким образом, чтобы на парусе возникла сила тяги. Сила, действующая на парус, передаётся доске не только через опору мачты, но и через ноги спортсмена, приводя конструкцию в движение. Управление парусной доской по курсу осуществляется смещением паруса вперёд или назад вдоль доски, а так же поворотом паруса вокруг мачты.

Спортсмены на доске — виндсёрферы — могут скользить по гладкой воде сколь угодно долго при наличии ветра. Также они могут кататься на больших волнах вплоть до момента обрушения волны, и совершать эффектные прыжки. Виндсёрфинг — многогранный вид спорта: в зависимости от пристрастий человека, одним он может давать неспешное скольжение по воде, в сочетании с отдыхом на природе; для других может быть взрывным адреналиновым спортом. Что характерно для современного виндсёрфинга, он часто становится стилем жизни, как средство бесконечного совершенствования и самовыражения человека.

Виндсёрфинг возможен при любой силе ветра, отличной от нуля. Катание можно разделить на два вида — в глиссирующем режиме и в водоизмещающем. В водоизмещающем режиме доска поддерживается на плаву за счет силы Архимеда, а в глиссирующем в значительной мере за счет подъемной силы набегающего потока. Глиссирующий режим более сложен для освоения. Обычно требуется достаточно сильный ветер (около 6-7 м/с). В то же время наиболее широкие гоночные доски («Формула виндсерфинг») с большим парусом могут глиссировать уже при ветре 3-4 м/с.

Виндсерфингом в России (как и во всем мире) занимаются на любом подходящем водоёме. Со временем сложилось несколько популярных мест, куда едут российские виндсерферы. Несомненный лидер, мекка российского виндсерфинга — коса Должанская. Также популярны Анапа, Ейск, Сочи и Донузлав на территории соседней Украины. В северной части России лидерство у Санкт-Петербурга и его окрестностей. У жителей Центральной России популярны Селигер и Плещеево озеро. Одними из наиболее популярных мест катания российских сёрферов за пределами России является Египет и Красное море, а также виндсерфинг во Вьетнаме, Турция, Кипр, Марокко, Испания, Канарские острова, Греция, Италия и атлантическое побережье Португалии.

Главная проблема виндсёрферов всего мира — нестабильная сила ветра в течение года, поэтому был придуман виндсёрфинг в закрытом помещении.

                             История

Существует версия, что самым первым человеком, создавшим доску с парусом, был Питер Чилверс (Peter Chilvers), 12-летний английский подросток на южном побережье Англии — на о. Хэйлинг (Hayling). Однако среди виндсерферов существует и множество других версий о том, кто является истинным изобретателем этого вида спорта. Теория про Питера Чилверса — одна из многих.

Изобретение виндсерфинга так же связывают с другими именами:

Ньюмана Дарби (Newman Darby) часто считают первым человеком, которому в начале 60-х пришла в голову идея закрепления паруса на плавающей платформе. Свой макет он опубликовал в 1965 г. в августовском номере журнала Популярная Наука (Popular Science). В 1954 им была организовала компания под названием Darby Industries, которая должна была заниматься производством первых прототипов досок. Однако доски придуманные Дарби не встретили особой популярности.

Джим Дрейк (Jim Drake), калифорнийский авиационный инженер, и его друг Хойл Швайцер (Hoyle Schweitzer) смогли поставить виндсерфинг на коммерческую основу. И Хойл и Дрейк оба были серферами, и однажды к ним пришла в голову идея объединить доску и парус. Дрейк создал дизайн первой серф-доски с треугольным парусом. Швайцер популяризовал этот вид спорта. Первые парусные доски, изготовленные Дрейком и Хойлом получили название Baja Boards. Торговец из Сиэтла, взявшийся за продажу нового оборудования, предложил имя «Windsurfer». В 1968 г. Дрейк и Швайцер запатентовали свое изобретение; патент на «Виндсерфер» («Windsurfer») был оформлен в 1971 году. В 1973 г.Швейцер полностью выкупил права у Дрейка. Швайцеру некоторое время не удавалось найти в США хоть кого-либо, заинтересованного в массовом производстве оборудования для виндсёрфинга. В конце концов его поиски переместились в Европу, где он встретил Тэна Кейта (Ten Cate) — датского промышленника, специализирующегося на производстве текстиля, в том числе синтетического. Вместе с ним они организовали производство досок в Европе (Голландия, 1973 г.).

Швайцер продолжал технически совершенствовать оборудование и стремился к максимально возможному удешевлению производства досок, парусов и самого оборудования. Фиберглас как материал для производства досок уже не устраивал Швейцера — нужен был более прочный, долговечный, легкий и дешевый материал, которым оказался полиэтилен.

В Европе локальные компании ринулись производить оборудование для виндсерфинга. в 1983 г. Швайцер пытаться через Швейцарский суд бороться с нарушением своих прав на патент, но суд был проигран в пользу компании-производителя Мистраль (Mistral), которая предоставила в доказательство чертеж доски Дарби, что был создан задолго до того, как был выдан патент Швейцеру.

70-е годы ознаменовались патентными войнами и судебными разбирательствами как в Европе, так и в Америке. Патентная война в Европе базировалась на терминологии: если компания Швейцера называлась «Windsurfer», то есть так же, как основной производимый продукт, то конкуренты использовали для аналогичной продукции термин «sailboard» (парусная доска). Через некоторое время модель с названием «Windsurfer» была снята с производства и постепенно этот термин стал именем нарицательным.

Сегодня Дарби и Швейцер уже не конкуренты: Швейцер является директором Windsurfing International, а Дарби производит специальные паруса ручной выделки.

                             Доски

В 1970-х и 1980-х годах, виндсерфинг разделялся по дивизионам. В то время все доски были достаточно большими, и как правило со швертом (daggerboard). Доски с плоским днищем относились к дивизиону I (Windsurfer, Windglider). Доски с водоизмещающим корпусом, как лодки или яхты относились к дивизиону II (Lechner). И наконец, доски-тандемы с 2-мя и более парусами, относились к дивизиону III. Короткие доски без шверта обозначались, как просто «доски для удовольствия» (Funboard). Сегодня класификация досок сильно поменялась и сейчас деление ведется по типам:

  • «Олимпийский класс» — монотип, принятый олимпийским комитетом для участия в олимпийских играх. Первым олимпийским классом был Виндгляйдер Остерманна (Windglider), за ним Лехнер (Lechner), потом Мистраль (Mistral One design). На сегодняшний день это RS:X — универсальная доска со швертом и максимальным количеством настроек. Во время гонки спортсмен двигает мачту по погону на доске, добивает и травит парус по гику и по мачте и регулирует наклон шверта. Олимпийская доска рассчитана на гонки в любых условиях и годится, как для водоизмещающего режима, так и для глиссирующего. В олимпийских гонках разрешен и широко применяется пампинг (гребки парусом).RS:X прекрасно лавируется и может идти на ветер круче любой другой доски.
  • Формула виндсерфинга [Formula Windsurfing] — широкие доски (около 1 метра), объемом в основном от 130 литров и больше. Предназначены для использования в слабый ветер (от 3-4 м/с) с наибольшими парусами (до 12.5 кв.м). Длинный плавник (65-70 см) позволяет идти довольно круто к ветру. Из безшвертовых досок, «Формула» лавируется лучше всего.
  • Вейв [Wave] — доски для катания по волнам. Отличаются маленьким размером(длина 230—260 см, ширина 50 — 60 см) и объемом (65 — 90 литров). Приспособлены для выполнения прыжков с волны и специфических поворотов на волне, многие из которых заимствованы из классического сёрфинга.
  • Фристайл [Freestyle] — доски для трюков. Более широкие чем вейв, эти доски приспособленны для выполнения акробатических трюков на гладкой воде таких как Вулкан (Vulcan), Спок (Spock), Флака (Flaka) и других элементов, сочитающих в себе, как правило, прыжок и обороты.
  • Слалом [Slalom] — доски для гонок под ветер. Облегченные доски, приспособленные для достижения максимальной скорости на полных курсах.
  • Доски для свободного катания [Freeride] — универсальные доски для любителей. Наболее распространненный вид досок, рассчитанный на средний уровень подготовки. В зависимости от опыта и веса спортсмена различаются по литражу от 120 литров до 160 литров. Могут иметь шверт.
  • Доски для начинающих [Beginers,Rookie] — доски большого объема (до 200 литров), оборудованные швертом (daggerboard)
  • Детские доски [Kids] — доски для детей. Легкие доски с легким рангоутом, рассчитаны на небольшой рост и вес спортсмена.

Кроме того, существуют доски, предназначенные для установления рекордов скорости.

                                           















                          Паруса

Парус для виндсерфинга представляет собой вертикальное крыло. Движущая сила возникает за счет разности скоростей обтекания воздушного потока внутренней и внешней сторон профиля паруса.

Паруса изготавливают из полиэфирной пленки, полиэфирной ткани (капрон, лавсан, дакрон, dacron) или майлара. для усиления может использоваться кевларовая сетка.

Парус для виндсерфинга, как правило имеет треугольную форму. Кромка паруса называется шкаториной (сторона треугольника). По передней шкаторине, парус имеет мачткарман, в который продевается мачта. Латы — жесткие пластины, идущие перпендикулярно мачте — служат для увеличения жесткости паруса и придания ему формы. В нижнем углу паруса (галсовый угол) предусмотрено крепление. Это, либо вшитое кольцо, либо люверс, либо блок роликов. Если на парусе только кольцо или люверс, то необходим еще и крючок с роликами, что бы набивать (натягивать) парус по мачте. Другая система роликов находится на стакане в основании мачты. Веревка (шкот), пропущенная через эти ролики, образует полиспаст, позволяющий приложить значительные усилия для набивки паруса. Задний угол (дальний от мачты) называется шкотовым. Гик одним концом крепиться на мачту, к другому концу (нок) с помощью веревки (шкота) крепиться шкотовый угол паруса. Гик, охватывающий парус с двух сторон называется Уишбон (Wishbone). Сторона паруса от шкотового угла до галсового называется нижней шкаториной. Верхний угол паруса называется топ. Обычно топ имеет упор для верха мачты. Иногда на парусах размером до 6 м² используют настраиваемый топ (варитоп) с ремнем и стопором. Для больших и гоночных парусов в топ встроен подшипник, что бы парус легче закручивался по мачте. Принципиально паруса различаются упорные (камберные) и простые. В камберных парусах на латы устанавливают от 1-го до 5-ти пластиковых упоров (камберов), которые служат для удержания формы. Камберные паруса дают лучшую тягу, но тяжелее и сложнее обычных. Обычно камберы ставят на парусах большой площади, используемых для гонок.

Главной характеристикой паруса является его площадь в квадратных метрах. Площадь парусов варьируется от 1 м² (детские паруса) до 13 м².

                          Дисциплины

  • Олимпийский класс
  • Формула
  • Слалом
  • Фристайл
  • Super X (супер икс, супер кросс)
  • Wave (Вэйв)

Олимпийский класс
Гонки проходят по «олимпийской» дистанции: треугольник-петля-прямая. Старт против ветра. В олимпийских гонках всегда используется монотип: для всех одинаковый гоночный комплект, одного производителя. С 2008 года олимпийским комитетом принят монотип — Neil Pryde RS:X. Предыдущими монотипами были: Mistarl One Design, Lechner (автор George Lechner), Windglider (автор Fred Ostermann). В связи с особенностью олимпийских игр, снаряжение имеет широкий диапазон использования. Гонки проводятся при различной силе ветра.

Формула
Гонки, как правило, проходят по дистанции типа трапеция: старт против ветра по длинной стороне — бакштаг — фордевинв — бакштаг. Правилами класса задается: доска, сертифицированная как «Формула», шириной не более 1-го метра, длина плавника — до 70 см, площадь паруса — до 12,5 кв. м. В остальном спротсмены могут выбирать снаряжение по соему усмотрению. Размер паруса и ширина доски позволяют выходить на глиссирование при малом ветре. Однако при несоответствии условий соревнования не проводятся, так как в водоизмещающем режиме управление доской затруднено. Кроме того, предпочтительно проводить соревнования на гладкой воде.

Слалом
Виндсерфинг слалом, это гонки самыми быстрыми курсами (бейдевинг и галфвинд). Так как досками в этом виде программы не надо лавироваться, то они делаются максимально рассчитанными на скорость. Соревнования в слаломе проводятся при ветре от 7 узлов (около 4 м/с). Дистанция (маршрут) слаломных гонок обычно М-образная: старт, 3 буя и финиш. Иногда используют схему «восьмерка»: старт с берега, 2 буя, которые нужно обогнуть по два раза и финиш. Серьезные соревнования по дистанции «восьмерка» не проходят, так как есть большая вероятность столкновения гонщиков на встречных курсах. Современный виндсерфинг слалом регулируется правилами «Слалом 42» (Slalom42). 42 означает, что каждый участник может заявить на гонки 4 паруса и 2 доски для разных условий. К другим ограничениям «Слалом 42» относятся: предел ширины доски не более 80 см и размер паруса не более 10 м². В мировом кубке PWA действует еще одно ограничение: можно использовать только те паруса и доски, что аффилированы (зарегистрированы и разрешены) Профессиональной ассоциацией виндсерфинга. В России соревнования по слалому проходят на этапах Кубка России по виндсерфингу, а так же существует российский Открытый турнир по виндсерфингу Slalom 42 Tour

Фристайл
В отличие от гоночных дисциплин, фристайл это показательная дисциплина. То есть, оценивается выступление спортсмена, как в художественной гимнастике или фигурном катании. За определенное время, спортсмен должен показать максимальное количество акробатических трюков. Судьи оценивают как количество, так и сложность выполненных элементов. Наиболее сложные и высоко оцениваемые элементы: Shaka(Шака), Burner (funnel ponch), Double Forward Loops (двойное сальто вперед), Funnell, Chachoo и Clew First Puneta (Пунета шкотовым углом вперед, или Спок в обратной стойке)), Eslider, Flaka (флака). Каждый элемент может исполнятся на разных галсах, и в таком случае оценивается, как два разных трюка. Каталог видеозаписей элементов фристайла и вэйврайдинга

Super X
Супер кросс — гоночная дисциплина, где при движении по дистанции надо перепрыгивать препятствия и проделывать трюки, указанные в гоночной инструкции. Дистанция устанавливается под ветер, как в слаломе. Красота трюков не оценивается. Побеждает тот, кто проехал всю дистанцию, проделал все указанные акробатические трюки и пришел первым.

Wave
Схожие с фристайлом соревнования, но элементы выполняются на прибойных волнах. Кроме того, оценивается умение кататься по волнам.

К началу статьи...

Пост!

 2898   
Статья понравилась!Так себе...  0

Добавить комментарий